01-09-2021
|
26-11-2019
|
26-10-2018
|
29-05-2018
|
05-04-2018
|
14-03-2018
|
Джойстик
Основным предназначением джойстиков является управление в играх – авиа- и космосимуляторах...
В общем случае джойстик есть рукоятка управления, подключаемая к компьютеру посредством USB или Gameport интерфейса, и предназначен для управления чем-либо в компьютерных играх. Т.е., основное определение джойстика в нашем случае является наличие у него самой рукоятки управления.
В категорию джойстиков в общем случае попадают также геймпады, которым рукоятку либо заменяет крестовина, либо, как у дорогих моделей, у них имеются также ручки управления с плавным ходом. Но, тем не менее, даже дорогие геймпады относятся к несколько другому «жанру» и в данной статье не рассматриваются. Речь будет вестись именно о классических джойстиках. Плюс, также, в статье будут рассмотрены несколько других устройств, которые косвенно связаны с джойстиками и являются вспомогательными устройствами управления полетом.
Разберем, что же имеется в наличии у типового джойстика средней ценовой категории:
рукоятка, плавно отклоняющаяся по двум осям;
курок и несколько кнопок – вместе с курком, являющимся первой кнопкой, их обычно в районе восьми;
восьмипозиционный самоцентрующийся переключатель сверху джойстика, называемый хаткой и служащий в основном для смены направления взгляда в играх;
рукоятка газа с плавным ходом, располагающаяся сбоку, спереди или сзади на основании, служащая для изменения мощности двигателя или скорости в авиа- и космосимуляторах;
ось так называемого раддера (или рыскания) – третья основная ось, служащая в авиасимуляторах для управления горизонтальным рулем, а в космосимах в качестве дополнительной оси управления кораблем, если это реализовано. В основном раддер реализуется вращением рукоятки джойстика вокруг своей оси в небольшом диапазоне (порядка 15 градусов в каждую из сторон) и имеющим центрующую пружину. На некоторых моделях (например некоторые джойстики AVB) раддер реализуется центрующимся роликом, расположенным перед рукояткой на основании. Но в основном он реализован, как описано выше, вращением рукоятки вокруг своей оси, называемым твистом.
На некоторых джойстиках имеются сервомоторы для реализации обратной связи (различные эффекты вроде вибрации рукоятки, усиления или ослабления ее центровки, изменения ее центра и пр.), такие джойстики обычно стоят заметно дороже своих аналогов, обратную связь не имеющих, разница в цене обычно составляет приблизительно в полтора-два раза. В частности есть модели джойстиков с виброотдачей. Это упрощенный вариант обратной связи, когда сервомоторы заменяются вибромотором, сходным с мотором виброзвонка на сотовом телефоне. Эти джойстики относятся к промежуточному в функциональном и ценовом варианте между обычными джойстиками и джойстиками с обратной связью.
Основным предназначением джойстиков является управление в играх требующих точное позиционирование элемента управления – авиа- и космосимуляторах. Также, джойстики можно использовать и в автосимуляторах, но это довольно неудобно, тем более, что аркадные симуляторы сильно в нем не нуждаются, а в серьезных уже требуется руль. Основным преимуществом джойстика перед управлением с клавиатуры является возможность точного позиционирования элемента управления, чего на клавиатуре добиться нельзя. Как уже сказано выше, основным диапазоном применения джойстиков являются авиа- и космосимуляторы, как наиболее требовательные к точности позиционирования. По моему субъективному мнению можно даже сказать, что наибольшее требование к наличию джойстика представляют именно авиасимуляторы с достаточно хорошо реализованной физикой. В некоторые из них играть без джойстика очень неудобно вплоть до полной потери играбельности. Джойстики вполне применимы и в космических симуляторах, а также в играх, таких как, например, Aquanox 2 (игра на момент написания статьи уже изрядно устарела, просто она является неплохим примером), но с моей точки зрения на рынке просто нет соответствующих космо- и прочих неавиасимов, которые однозначно бы нуждались в наличии джойстика. Хотя все равно играть на джойстике в космосим, особенно, если он не поддерживает управление с мышки, однозначно удобнее, чем с клавиатуры. Замечу также, что применение джойстика в 3Д экшенах, таких как Half Life 2, Dark Messiah of Might & Magic и прочих я не рассматриваю, т.к. использовать его для этих целей по меньшей мере неудобно – в 3Д экшенах для перемещения в значительно большей степени требуется быстрая реакция в управлении, чем точное позиционирование, а для прицеливания в таких играх мышь значительно более удобна, чем джойстик.
Более расширенную информацию про джойстики, геймпады и рули можно получить на сайте www.joysticks.ru
Обратите внимание на :